Как происходит переливание крови у животных

Статья подготовлена совместно с Бандыла Екатерина Михайловна

Гемотрансфузия у домашних животных становится спасительной мерой в случаях травм, инфекционных болезней, операций и других неотложных случаях, угрожающих жизни. Для проведения гемотрансфузии используется гема, предоставленная донорами, будь то собаки или кошки.

Гемотрансфузия у животных: сущность и разновидности

Гемотрансфузия у животных предполагает использование крови от здоровых животных, которые добровольно становятся подателями крови, с целью переливания этой жизненной жидкости другому животному – реципиенту. Процедуру можно проводить как запланированное мероприятие или в неотложных случаях

Неотложное

Неотложное донорство осуществляется в случаях, когда в медицинском учреждении отсутствует подходящий биологический материал, и больному неотложно требуется кроветрансфузия. Поиск донора осуществляется через владельцев, социальные сети или ветеринарные клиники. Часто в экстренных ситуациях питомцы, регулярно участвовавшие в донации крови, выступают в роли доноров. Опытные владельцы, а также животные врачей и лабораторных работников, обычно быстро соглашаются оказать помощь. Необходимо провести тест на совместимость крови подателя и реципиента.

Запланированное

Запланированная донация гемы у кошек и собак предназначена для формирования банка или периодических переливаний по плану. Донорский материал обрабатывается с добавлением антикоагулянтов и консервантов, и при необходимости замораживается. Это поддерживает регулярные профосмотры, способствует здоровью, экономически выгодно, так как услуги донорам оплачиваются.

При первой гемотрансфузии у собак риск несовместимости низок, так как не развиваются антитела, вызывающие отторжение переданной гемы. У кошек выделены 3 типа крови, и для обеспечения соответствия важны как категория, так и Микрофактор. Рекомендуется находить 2-3 доноров в случае, если какой-то из них не подходит, чтобы обеспечить совместимость.

Виды крови у животных

У кошек и собак различают несколько кровяных категорий. У собак различают – 7 - 12 кровяных категорий, при этом присутствует более 10 эритроцитарных маркеров, в отличие от человека, у которого лишь 4 типа и 2 маркера (А и В).

Существует ранжирование типов крови у собак, определяемая по маркеру DEA (Dog Erythrocyte Antigen), включающая DEA 1, 2, 3 и другие, а также в последние годы с учетом антигенау KAI.

У котов существует 3 различных кровяных типа: A, B и AB. Первый – самый распространенный, второй – определяется у определенных пород, а третий – самый редко встречающийся. Гема у кошек также различается по Микрофактору, который может быть негативным или позитивным.

Собака донор

Как осуществляется передача крови у кошек и собак

Грамотная подготовка к передаче гемы у животных требует внимательного подхода. До проведения процедуры можно использовать седативное средство, предварительно посоветовавшись с доктором. Важно воздержаться от кормления питомца за 4 часа до посещения клиники. Важно иметь при себе медицинскую документацию о здоровье животного, подтверждающую прививки и профилактику от глистных инвазий.

До проведения процедуры ветеринар проводит осмотр будущего подателя крови, берет образец гемы на исследование, оценивает лабораторные показатели. В случае отсутствия проблем, животное предоставляет свою биологическую жидкость.

Процедура гемотрансфузии у кошек включает введение в мягкий наркоз перед ее выполнением. У собак, если они спокойны, седацию не проводят. Гемотрансфузия проводится без боли, с использованием наркоза, чтобы кошка или собака были обездвижены. Кровь получает из яремной артерии или вен конечностей. Объем донорской крови зависит от веса донора-животного, его самочувствия в процессе гемотрансфузии, гемодинамических показателей, цели донации.

После гемотрансфузии утраченный объем крови восстанавливается при помощи физиологических и коллоидных препаратов.

После прекращения действия анестезии, животное находится под контролем ветеринара и передается хозяину после стабилизации самочувствия.

Требования к домашним питомцам-донорам

К донорству допускаются исключительно питомцы в нормальном состоянии, исключая тех, кто имеет проблемы с массой тела, в частности избыточным весом или страдает от излишней худобы. Возраст доноров – от 1 года до 5-7 лет. Перед донорством требуются прививки от инфекционных заболеваний (не ранее, чем за 3 недели до процедуры) и защита внутренних и внешних паразитов. При применении любых препаратов их прием следует прекратить за месяц.

Податели крови:

1. Собаки:
  1. Коты:

Ограничения для донорства

Гемотрансфузия у животных – ответственная процедура, и не следует использовать кровь в случае, если податель:

Не допускается брать кровь у беременных и кормящих самок, а также у кошек или собак в период полового цикла.

Реабилитационный период

После возвращения домой питомец должен находиться в спокойной обстановке. Рекомендуется предоставить более питательные продукты для скорейшего восстановления. Собакам, отдавшим свою кровь, следует перегружаться физически несколько дней.