Трихомональная инфекция у кошек

Трихомоноз - заболевание, вызванное простейшими организмами, обитающими в кишечнике и провоцирующими воспалительный процесс. Это состояние может проявляться диареей, утратой массы тела и даже пролапсом прямой кишки.

Инфицирование характерно для животных, живущих в приюте, наиболее часто проявляется у кошек и котят до двухлетнего возраста.

Патоген

Тритрихома (Tritrichomonas fetus) — простейший микроорганизм, вызывающий воспалительный процесс и диарею во всем кишечнике питомца. Болезнь чаще проявляется у кошек, обитающих в условиях группового проживания. Симптомы включают неукротимую диарею, иногда с включениями слизи и крови. Заболевание обычно диагностируется у животных младше 1 года. Отсутствуют различия в половом отношении. Лечение обычно эффективно, что указывает на развитие иммунного ответа у зараженных кошек.

Признаки и проявления

Не все инфекционные заболевания имеют медицинские проявления.

Паразит атакует толстую кишку, и проявление диареи часто указывает на воспаление, проявляющееся учащенным выделением малых объемов жидкости, не полностью оформленными испражнениями, кровью, слизью, вздутием и болями при дефекации в лотке.

Медицинские проявления инфекции у кошек непостоянные, а диарея имеет неприятный запах.

В ходе одного исследования длительность диареи в среднем достигала 135 дней. Больные кошки иногда сталкиваются с инконтиненцией фекалий и перианальным отеком, а также проявляют отсутствие аппетита и подавленное настроение.

Общие симптомы включают:

Обнаружение паразита в половых путях и матке порождает вопрос о возможной связи с репродуктивными проблемами, требующий дополнительных исследований.

Кот на руках у хозяина

Способы обследования

Применяются следующие способы обследования:

1. Выявление трофозоитов в свежих фекалиях в течение нескольких часов после сбора также называется «прямым исследованием». Выполняется непосредственный анализ, определяющий подвижные формы. Метод обладает всего лишь 14,7% чувствительности.
  2. Выращивание. Определение тритрихомоноза у кошек проводится методом выращивания организма. Бактериологическое посевное исследование может потребовать до семи дней. Метод может привести к неверным отрицательным результатам при задержке анализа (чувствительность 58,8%).
  3. Полимеразная цепная реакция (ПЦР). Диагноз тритрихомоноза у кошек можно поставить с использованием метода ПЦР, который широко доступен в лабораториях. Метод чувствителен, обнаруживает ДНК даже отмерших трофозоитов. Возможность выявления инфекций без патологического значения.
  4. Гистопатологическое исследование. Микроорганизмы могут присутствовать в биопсийном материале, но их идентификация затруднена. Предпочтительными являются менее инвазивные методики: ПЦР и нативный мазок.

Взятие проб для обследования

Образцы фекалий с мукусом рассматриваются как предпочтительные для увнеличения чувствительности анализа. Рекомендуется сбор пробы с глубокого смыва из ободочной кишки, что может потребовать дополнительного уровня удобства, небольшого вмешательства, иногда применения седативных лекарственных средств.

Терапия

Трихомоноз у кошек поддаётся лечению препаратом Ронидазол, аналогичным Метронидазолу, с подтверждённой эффективностью против T. Fetus. Это лекарство не имеет лицензии для использования у кошек, и его назначение необходимо согласовывать с ветеринаром из-за возможных негативных реакций:

Из-за способности вызывать врожденные пороки развития, Ронидазол запрещено использовать у кошек, вынашивающих котят или кормящих.  Терапия длится до месяца. Неудачи в лечении чаще встречаются в семьях с несколькими кошками, и рецидивы могут произойти у 25% кошек после успешного лечения.

Диарея обычно самопроходящая, но ее излечение может занять несколько месяцев. Гигиенические меры включают частую уборку инфицированных домов, минимизацию стресса и изоляцию инфицированных кошек.

Вопрос о том, лечить ли всех членов группы кошек или только тех, у кого выявлены симптомы и положительные результаты анализов, остается открытым. Рекомендуется проводить лечение только у кошек с клиническими проявлениями и положительными результатами мазков кала. В случае коинфекции другими патогенами диагностика и лечение могут быть осложнены, это касается семей с несколькими питомцами.

Прогноз при инфекции T. fetus обычно благоприятен, и у 88% кошек с диареей нормализация консистенции фекалий происходит естественным образом в течение 2 лет после заражения. T. fetus не является заболеванием, передающимся от животных к людям (зоонозом), но при контакте с инфицированными кошками и их фекалиями важно придерживаться правил гигиены, особенно для лиц с ослабленной иммунной системой.