Первая доврачебная помощь домашним питомцам

Статья подготовлена совместно с Бандыла Екатерина Михайловна

Рассмотрим наиболее частые неотложные ситуации и меры, которые необходимо предпринять до приезда в клинику.

Техника безопасности при оказании первой помощи

Во время оказания первой помощи животному, ваша первоочередная задача – обеспечить собственную безопасность. Больное животное может вести себя непредсказуемо даже по отношению к человеку, пытающемуся оказать ему помощь.

Травмы у собак

Фиксируйте животное осторожно. В экстренной ситуации ваша цель – оказать помощь, не нанося при этом вреда. Неправильные или грубые манипуляции могут навредить животному. Не давайте никаких лекарств до консультации с ветеринарным врачом - это может иметь непоправимые последствия.

Травматический шок, переломы

Травмы у домашних животных - распространенное явление. Виды травматизма у животных, как правило, обусловливаются особенностями их содержания. Так, у собак наиболее частый вид повреждения - автомобильная травма при переходе через дорогу; у домашних кошек - это падения с большой высоты жилых домов; у хомяков и других грызунов - падения со стола, стула, дивана. У птиц травмы возникают при неумелом обращении с ними, а также при перелетах по квартире (ударах о стекло).

Травмы могут сопровождаться остановкой дыхания и сердца, что бывает при повреждении грудной клетки. Одним из наиболее грозных спутников травмы является травматический шок. При шоке животное возбуждено, десны бледные, глаза выпучены, зрачки расширены, пульс частый. Травме головы могут сопутствовать потеря сознания, кровотечение из уха или носа. Парализация конечностей может свидетельствовать о повреждении позвоночника или крупных нервных стволов. Если после травмы вздувается живот, бледнеют десны, пульс частый, нитевидный, это может говорить о повреждении органов брюшной полости и внутреннем кровотечении - в таких ситуациях необходимо немедленно обратиться в клинику.

Грубая деформация конечности в сочетании с ее ненормальной избыточной подвижностью обычно бывает при закрытых переломах костей. Наличие раны, из которой торчат обломки костей, свидетельствует об открытом переломе.

Наоборот, укорочение ноги в сочетании с ее пружинящей фиксацией, когда при попытке изменения положения конечности ощущается сопротивление, говорит о вывихе костей в суставах.

Оказание первой помощи сразу после травмы. При наличии обильного кровотечения - наложить жгут выше участка повреждения, по возможности избегать лишних движений и, как можно скорее, транспортировать питомца в клинику.

Особенности транспортировки при повреждениях головы, позвоночника и конечностей у собак и кошек.

При травмах головы и позвоночника забирать животное с места происшествия надо очень аккуратно, не меняя его положения, не перекладывая на другой бок. Животное необходимо переместить на твердый щит. В клинику животное надо постараться доставить как можно скорее, так как по прошествии длительного времени нельзя рассчитывать на благоприятный исход.

При закрытых переломах животному оказывают первую помощь. Необходимо ограничить движения и смещение отломков кости, которые могут травмировать мышцы, повреждать сосуды и нервы, а также вызывать сильную болевую реакцию. Кроме того, следует предупреждать переход закрытого перелома в открытый вследствие возможного повреждения и разрыва кожного покрова отломками поврежденной кости, для чего накладывают временную иммобилизирующую повязку и предоставляют животному полный покой.

Эпилептические приступы

Эпилептические приступы - характерное проявление повреждения или нарушения работы центральной нервной системы. Приступ может сопровождаться нехарактерными, избыточными и бессознательными движениями конечностей, гипертонусом, запрокидыванием головы, непроизвольным мочеиспусканием и дефекациях. В некоторых случаях приступы могут протекать атипично, проявляясь лишь в нарушениях поведения животных.

Эпилепсия у животных

В связи с опасной эпидемиологической обстановкой по бешенству в Московской области, крайне важно своевременно вакцинировать всех домашних питомцев от бешенства, поскольку судороги и изменение поведения могут быть одними из проявлений этого неизлечимого смертельно опасного заболевания, к сожалению, мы не сможем помочь пациенту с неврологическими симптомами без вакцинации от бешенства.

Эпилепсия может носить первичный (истинная эпилепсия) или вторичный характер в зависимости от причины поражения нервной системы.

Вот лишь некоторые из возможных причин развития эпилептоморфного синдрома у домашних питомцев:

1. Метаболические нарушения. К ним относятся такие заболевания: гипоксия, гипокальциемия, гипогликемия, болезни печени и почек и пр.
  2. Врожденные дефекты развития, к которым относится лиссэнцефалия, гидроцефалия и пр.
  3. Интоксикации, например, отравление стрихнином, органофосфатом, мышьяком, свинцом и пр.
  4. Инфекции – токсоплазмоз, парвовирусный энцефалит, чума, бешенство и некоторые другие.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Алиментарные – выраженный дефицит жизненно-важных веществ.
  7. Онкологические - различные новообразования, поражающие непосредственного ЦНС или вследствие паранеопластического синдрома.
  8. Тепловой удар.
  9. Некоторые формы паразитов.

К истинному виду эпилепсии может предрасполагать породная расположенность. Например, вельш-корги, пудель, такса, бигль, ирландский сеттер, немецкая овчарка, терьер, сибирский хакси, золотистый ретривер, кеесхонд, сенбернар, кокер-спаниель, спрингер-спаниель, тервюрен.

Что необходимо делать владельцу при приступе.

Обычно, эпилептический приступ не угрожает жизни питомца. Основное правило - не паниковать. Удалите из помещения, где находится ваш питомец детей, а также животных, т.к. другие собаки или кошки могут испугаться или попытаться напасть на больное животное. Во время припадка подергивающуюся голову собаки надо поддерживать (но так, чтобы собака не укусила) или подложить под нее мягкую подстилку, т.е. предупредить возможность дополнительного травматического повреждения. Не пытайтесь как-то ограничить движения собаки, принуждать ее прекратить их.

Вопреки популярному мнению, не следует засовывать собаке в рот какие-либо предметы, и пытаться разжать челюсти. Опасность проглотить язык и задохнуться, - распространенное заблуждение относительно эпилептиков, при попытке же разжать рот велика вероятность получения травмы самим владельцем животного - сила челюстей собаки в период припадка чрезвычайно велика. К тому же можно повредить зубы и ротовую полость животного. А прикушенный язык или губы у собак очень быстро заживают. Как только приступ завершился, пес будет нуждаться в особенной ласке и заботе со стороны своего владельца. В этот период владелец должен обеспечить комфорт и безопасность своему питомцу.

Если приступ не заканчивается больше чем 5 минут, нужно обеспечить немедленное медицинское обслуживание. В таком состоянии владелец должен будет транспортировать собаку в клинику. Поскольку собака будет подвижна, ее можно положить на большое одеяло, сделав подобие носилок.

Если по каким-либо причинам нет возможности доставить животное в клинику, сделайте ей внутримышечную инъекцию противосудорожного средства. Информацию о том, какое лекарство надо колоть и его дозировку предварительно узнайте у ветеринарного врача. Ваш врач должен показать Вам, как делается внутримышечная инъекция. Многие ветеринары просят, чтобы владелец записывал и хранил данные о датах и длительности приступов, чтобы иметь представление о характере болезни при назначении дозы лекарства и частоты его применения.

Болезни верхних дыхательных путей

Симптомы болезней верхних дыхательных путей, гортани и трахеи отличаются от болезней других отделов дыхательной системы шумным дыханием, возникающим преимущественно на вдохе.

Во время вдоха мышцы грудной клетки и живота у таких пациентов напряженно работают, чтобы вобрать воздух в легкие. При расширении грудная клетка заметно увеличивается в объеме, а стенки брюшной полости «проваливаются внутрь».

Во время вдоха, собака может открывать пасть, и испытывать при дыхании явные затруднения. Животное выглядит беспокойным,  возможно повышение температуры в результате нарушения терморегуляции. Повышение температуры же в свою очередь, усугубляет одышку. Десны – бледные, белые или синеватые.

Инородное тело в верхних дыхательных путях, глотке или трахее.

Кошки и собаки любят играть с инородными предметами, которые удобно держать в пасти. Во время игры такой предмет с легкостью может проскользнуть в глотку и перекрыть ее просвет. Такое состояние опасно для жизни. Требуется экстренная помощь.

Если инородное тело просматривается в просвете глотки:

Паралич гортани

Это состояние характерно для пожилых собак крупных пород (таких, как лабрадоры, золотистые ретриверы). Суть болезни заключается в том, что просвет гортани, которая расположена за глоткой и перед началом трахеи, утрачивает свойство расширяться на вдохе. Гортань перестает раскрываться и поток воздуха не может проникнуть в дыхательное горло.

Ранним признаком заболевания является изменение тембра лая, в некоторых случаях собака полностью теряет способность лаять. Дыхание становится затруднительным и очень шумным.

Паралич гортани часто обнаруживают у животных, испытывающих затрудненное дыхание после активной или умеренной нагрузки. Иногда паралич ярче проявляет себя при перемене погоды (потеплении), что позволяет установить диагноз. Типичным для этой болезни является также тяжелое нарушение дыхания у собак с избыточным весом при жаркой и влажной погоде.

Первая помощь при затруднении дыхания, обусловленном параличом:

Коллапс трахеи

Коллапс трахеи (дыхательного горла) – распространенное заболевание, характерное для пожилых собак мелких и карликовых пород (померанский шпиц, пудель, йоркширский терьер, мальтийская болонка).

Коллапс трахеи у собак

С возрастом мягкие ткани дыхательного горла утрачивают эластичность, в результате чего происходит спадение стенок трахеи, а значит, и сужение ее просвета на стадии вдоха.

В большинстве случаев коллапс трахеи наблюдается у собак, страдающих ожирением. Подкожные жировые отложения в области глотки и шеи усугубляют проблему. При коллапсе трахеи наблюдают приступы громкого сухого кашля, напоминающего «гусиный крик». Затрудненное дыхание, как правило, приводит к повышению температуры тела.

Первая помощь при коллапсе трахеи:

Важная информация