Сахарный диабет у животных

Ветеринарный врач
Гильдиков Дмитрий Иванович

Сахарный диабет у животных – синдром длительного повышения глюкозы в крови, который возникает из-за абсолютного или относительного дефицита инсулина в организме, приводящий к нарушению  обмена веществ.  По статистике, сахарный диабет является наиболее распространенным эндокринным заболеванием у животных и с каждым годом их численность возрастает. Помимо собак и кошек диабет выявляют у грызунов, свиней лошадей и коров.

Сахарный диабет у животных

Установлено, что увеличение числа заболевания сахарным диабетом у собак и кошек в возрасте 8-12 лет, отмечается в весенний и осенний периоды. Как правило, кастрированные коты чаще болеют, чем кошки, а у собак стерилизация снижает риск развития диабета у сук.

Среди кошек диабетом болеют бурманские кошки, беспородные и метисы, кошки сиамской, британской и сибирской пород. Меньшее число заболевания данной патологией отмечены у особей персидской пород кошек, канадских сфинксов, корниш рексов, турецкой, русской голубой и шотландской вислоухой.

У собак - таксы, американские кокер спаниели, пудели имеют наибольшую предрасположенность к сахарному диабету, меньше всего болезнь выявляют у ппредставителей немецких овчарок, ротвейлеров, фокс терьеров, мальтийской болонки и ирландского сеттера.

Причины сахарного диабета у животных

У животных сахарный диабет возникает из-за многих причин, которые нарушают синтез инсулина, его транспорт или чувствительность тканей к инсулину. В возникновении сахарного диабета у животных играют роль воздействие факторов окружающей среды, возбудителей инфекций, ожирения, воспаления поджелудочной железы (панкреатита), лекарственных препаратов и патологий, вызывающих уменьшение секреции инсулина.

Общепризнанно, что ожирение у собак и кошек является одним из факторов, способствующих развитию сахарного диабета. При ожирении и других инсулинорезистентных состояниях наблюдается длительная повышенная секреция инсулина и амилина, приводящая в последствию к «истощению» В-клеток и снижению способности к синтезу инсулина. В отличии от собак у кошек при ожирении наблюдается отложение белка амилоида в В-клетках поджелудочной железы, что приводит к их разрушению и развитию сахарного диабета.

При хроническом панкреатите у животных нередко, помимо повреждений экзокринной части поджелудочной железы, участвующий в процессе пищеварения, вовлекается и эндокринная часть – место синтеза гормона инсулина.

Гиперадренокортицизм и акромегалия могут приводить к возникновению резистентности к инсулину у собак и кошек, так как глюкокортикоиды способствуют развитию инсулинорезистентности, уменьшая количество или активность транспортеров глюкозы, повышая концентрацию в крови глюкагона или свободных жирных кислот.

Нередко у самок собак причиной в развитии сахарного диабета является повышение концентрации прогестерона, что приводит во время беременности или полового цикла к снижению чувствительности к инсулину. Регулярное возникновение у сук непереносимости глюкозы и является одной из часто встречаемой причиной развития сахарного диабета. При выявлении данных событий у сук, как методом лечения является кастрация животного.

Симптомы сахарного диабета у кошек и собак

Клиническая картина сахарного диабета для животных типична. У больных кошек и собак присутсвует повышенное мочеиспускание и потребление воды, возросший прием корма, стойкое повышение концентрации глюкозы в крови и моче. Нередко, на фоне основных признаков встречаются уменьшение активности, слабость тазовых конечностей, стопоходящую походку, анорексия, рвотные позывы, нередко прогрессирование развитие катаракты и слепоты.

Как правило, на момент постановки диагноза «сахарный диабет» развиваются выраженные нарушения обмена веществ, прежде всего углеводов, а также сопутствующие нарушения внутренних органов – печени, почек, глаз, нервной ткани и тд. Поэтому в план обследования больного животного включают исследования крови на биохимические и гематологические отклонения, УЗИ органов брюшной полости, исследование проб мочи.

Лечение животных с сахарным диабетом

Для лечения животного больного сахарным диабетом, помимо классического заместительного ежедневного введения инсулина, требуется физическая активность, правильное кормление сбалансированными лечебными кормами, а также коррекция сопутствующих заболеваний, которые могут нарушать контроль концентрации глюкозы в крови.

Специалисты зооветеринарного центре «АМИКУС ВЕТ» проведут комплексное обследование животного, подберут необходимые медикаменты и индивидуальную диету. Строгое соблюдение рекомендаций ветеринара существенно продлит жизнь питомца.